Описание

3D модуль помимо всего прочего, предоставляет пользователю механизм каркасного моделирования месторождения. Каркасное моделирование производится на основе пленок. Каркас при таком подходе представляется как совокупностью пленок, которые являются его пространственными границами. Пленка же в свою очередь является совокупностью треугольников. Одна и та же пленка может входить в состав нескольких каркасных тел, в таком случае данная пленка будет определять границу между соседними телами. Пленки строятся пользователем на основе опорных и структурных линий.

Для удобства управления каркасными моделями введена дополнительная сущность – Каркасный проект. Каркасный проект – совокупность каркасов, пленок, а так же опорных и структурных линий, которые были заданы при построении данных пленок. Такой подход дает возможность повторного использования одних и тех же опорных и структурных линий, что в свою очередь исключает возможность возникновения «конфликтных» ситуаций (пересечения треугольников и незамкнутые области) на границах каркасных тел, а так же позволяет избежать дублирования информации в процессе моделирования.

Первым этапом работы с каркасным редактором является загрузка или создание проекта каркасов. Для решения данной задачи используется менеджер каркасных проектов. По умолчанию он находится в нижней части окна, открывающегося по нажатию на соответствующую кнопку главной панели управления.

Рис. 242 Менеджер каркасных проектов

Основным элементом окна менеджера является список загруженных в 3D модуль каркасных проектов. Доступ к основному функционалу осуществляется посредством контекстного меню (вызывается нажатием ПКМ в любой области окна менеджера). Меню содержит следующие пункты:

  • Новый проект;
    Открывает окно создания каркасного проекта. В нем пользователю предоставляется возможность задать имя проекта, описание проекта, а так же выбрать директорию, в который будет сохранен данный проект.
  • Загрузить проект;
    Открывает окно загрузки каркасного проекта.
  • Сохранить проект;
    Принудительное, немедленное сохранение всех изменений в папку проекта. По умолчанию запись всех изменений происходит в момент закрытия 3D модуля. Пункт меню доступен при наличии выбранного в текущий момент проекта каркасов.
  • Редактировать проект;
    Загружает выбранный проект в редактор каркасных проектов. По умолчанию, при выполнении данного пункта меню будут открыты окно редактора каркасных проектов (правая часть рабочей области) и окно редактора пленок (нижняя часть рабочей области). Пункт меню доступен при наличии выбранного в текущий момент проекта каркасов.
  • Удалить проект;
    Удаляет выбранные каркасные проекты из менеджера. Удаление каркасных проектов предполагает только выгрузку проекта из 3D модуля, физического удаления папки проекта не происходит. Пункт меню доступен при наличии хотя бы одного выбранного в текущий момент проекта каркасов.
  • Свойства проекта;
    Открывает окно, в котором пользователь может поменять имя и описание каркасного проекта, а так же изменить папку проекта.

После того как пользователь создаст каркасный проект (или загрузит ранее созданный), данный проект появится в списке менеджера каркасных проектов. Для того чтобы начать редактирование пленок или каркасных тел данного проекта, его необходимо загрузить непосредственно в редактор каркасных проектов (см. пункт контекстного меню – Редактировать проект). Помимо пленок и каркасов, в редактор каркасных проектов, также загружаются все опорные и структурные линии данного проекта, после чего они начинают отображаться на 3D сцене и становятся доступны для выделения.

Рис. 243 Редактор каркасных проектов

Окно редактора каркасных проектов состоит из двух списков (сверху вниз):

  1. Список пленок.
  2. Список каркасов.

В окне редактора каркасов действует «связанный» механизм выделения. При выделении отдельной пленки, в списке каркасных тел будут выделены те каркасные тела, в построении которых участвует данная пленка и наоборот, когда выделено отдельное каркасное тело, в списке пленок будут подсвечены те пленки, которые входят в его состав. Кроме того, выделение объектов в списке пленок или каркасов дополнительно сопровождается подсветкой этих объектов на текущей сцене. Основной функционал обоих списков доступен через контекстные меню, по аналогии с менеджером каркасных проектов.

Контекстное меню списка пленок содержит следующие пункты:

  • Редактировать пленку;
    Загружает выбранную пленку в редактор пленок. Пункт меню доступен при наличии выбранной в текущий момент одной пленки.
  • Объединить в каркас;
    Открывает окно создания каркаса, добавляя в него выбранные пленки. Пункт меню доступен при наличии хотя бы одной выбранной пленки.
  • Удалить пленки;
    Удаляет выбранные в текущий момент пленки. Пленки будут удалены из всех каркасов, в которые они входят. Пункт меню доступен при наличии хотя бы одной выбранной пленки.
  • Свойства пленки;
    Открывает окно, в котором можно сменить тип пленки. Пункт меню доступен при наличии выбранной в текущий момент одной пленки.
  • Сохранить в файл;
    Позволяет сохранить выбранную пленку в текстовый файл. Пункт меню доступен при наличии выбранной в текущий момент одной пленки.
  • Загрузить из файла;
    Открывает окно загрузки пленки из файла. В данном окне необходимо указать файл из которого будет загружена пленка и выбрать тип пленки. Пункт меню доступен всегда.
  • Конфигуратор легенд;
    Открывает окно настройки типов пленок. Пункт меню доступен всегда.

Контекстное меню списка каркасов содержит следующие пункты:

  • Добавить каркас;
    Открывает окно создания каркасов (см. Рис. 244). Пункт меню доступен всегда.
  • Удалить каркасы;
    Удаляет выбранные каркасы. Пленки которые входят в удаляемые каркасы удалять не будут. Пункт меню доступен при наличии хотя бы одного выбранного каркаса.
  • Закрыть каркас;
    Автоматический режим закрытия незамкнутых областей в каркасах. Результатом данного действия будет добавление нескольких пленок, закрывающих незамкнутые области. Тип добавляемых пленок будет равен типу каркаса. Пункт меню доступен при наличии одного выбранного каркаса.
  • Сохранить в файл;
    Сохранение выбранного каркаса (всех его пленок) в файл. Пункт меню доступен при наличии одного выбранного каркаса.
  • Свойства каркаса;
    Открывает окно настройки свойств отдельного каркаса (см. Рис. 244). В данном окне можно изменить имя каркаса, тип каркаса и отредактировать список входящих в каркас пленок.

Существует два способа создания каркасов:

  1. Выделить несколько пленок и в контекстном меню списка пленок нажать «Объединить в каркас».
  2. В контекстном меню списка каркасов выбрать пункт «Добавить каркас».

Рис. 244 Окно настройки свойств каркаса

Оба этих способа приведут к открытию окна настройки свойств каркаса. В случае если окно открыто первым способом список пленок (находится в нижней части окна) будет содержать те пленки которые были предварительно выделены пользователем. Управление списком осуществляется посредствам контекстного меню со следующими пунктами:

  • Добавить пленку;
    Откроет список всех пленок, из которого пользователь должен выбрать добавляемую (см. Рис. 245).
  • Удалить пленку;
    Удаляет выбранные пленки из состава текущего каркаса.

Рис. 245 Окно выбора пленок

Построение пленок производится с помощью редактора пленок (по умолчанию открывается в нижней части рабочей области).

Рис. 246 Редактор пленок

Окно редактора пленок состоит из двух частей:

  1. Панель инструментов;
  2. Список выбранных примитивов;

После загрузки выбранного проекта каркасов в редактор, режим работы 3D модуля меняется на «Работа с редактором каркасов». Переход в данный режим работы изменяет интерпретацию манипуляций мыши – становится доступна возможность выделения отдельных объектов сцены. Доступно два вида выделения:

  1. Точечное выделение;
    Для осуществления необходимо навести указатель мыши на объект сцены, и сделать одинарный клик на ЛКМ.
  2. Выделение области;
    Для осуществления необходимо при нажатой клавиши Shift, нажать ЛКМ, и удерживая ее, переместить указатель мыши, очерчивая прямоугольник выбора. После отпускания ЛКМ все объекты, попавшие в область выбора, будут выделены.

Записи о выделенных данными методами объектах будут показаны в списке выбранных примитивов окна редактора пленок. Сброс выделенных объектов осуществляется кликом в любое свободное место сцены.

Панель инструментов редактора пленок содержит следующие элементы.

Элемент: Описание:
img_3d_frame_film_1 Сохранить построенную пленку в активный проект каркасов
Загрузить дополнительные линии Загрузить дополнительные опорные и структурные линии
Добавить линии в карту Сохранить выбранные дополнительные линии в карту
img_3d_frame_film_2 Отменить последнее действие
Фильтр выделения Фильтр выбираемых примитивов
Удаление Удаление выбранных примитивов. Удалению подлежат дополнительные ломаные и треугольники редактируемой пленки. Доступны два варианта выборочного удаления – удаление только ломаных и удаление только пленок
img_3d_frame_film_3 Варианты закрытия ломаной. Выбор вариантов закрытия на точку (выклинка) и закрытия на смещение приведет к открытию дополнительного окна, в котором пользователь должен будет настроить вектор смещения или выклинки
img_3d_frame_film_4 Создание копии ломаной линии;
img_3d_frame_film_5 Запуск дополнительного режима «Разбиение ломаной на несколько отдельных»;
img_3d_frame_film_6 Запуск дополнительного режима «Разбиение ломаной на две отдельных»;
img_3d_frame_film_7 Запуск дополнительного режима «Получить часть ломаной»;
img_3d_frame_film_8 Запуск дополнительного режима «Собрать одну ломаную из нескольких»;
img_3d_frame_film_9 Запуск дополнительного режима «Редактирование ломаной»;
img_3d_frame_film_10 Замкнуть (добавить отрезок соединяющий первую и последнюю точки) выбранные ломаные;
Объеденить в одну Объединить несколько ломаных в одну;
Построить секцию Построить секцию пленки. Строит треугольники между выбранными ломаными (структурными линиями) на основе загруженных в проекте опорных линий. Допустимо выбирать более двух структурных линий;
Отображать опорне линии Включить/Выключить отображение опорных линий;
img_3d_frame_film_11 Запуск дополнительного режима «Ввод опорных линий»;
img_3d_frame_film_12 Тест редактируемой пленки на незамкнутые области. Все найденные незамкнутые области будут добавлены в редактор как дополнительные линии;
img_3d_frame_film_13 Тест редактируемой пленки на пересечение треугольников. Все линии пересечения будут добавлены в редактор как дополнительные линии;

Режим «Разбиение ломаной на несколько отдельных»

Режим работы позволяющий разделить одну ломаную на произвольное количество частей. Режим запускается соответствующей кнопкой панели инструментов редактора пленок. Запуск режима доступен в том случае, если выбрана одна ломаная.

Рис. 247 Разбиение ломаной на несколько отдельных

После перехода в данный режим, все точки выбранной ломаной подсвечиваются (по умолчанию синим цветом) и становятся доступны для выбора. Выделение отдельных сегментов происходит последовательным выбором граничных точек данного сегмента. Выделенные сегменты попеременно подсвечиваются красным и зеленым цветами. При наведении курсора на любую из точек подсветка примет ту конфигурацию которая была бы при выборе этой точки.

В данном режиме доступна операция – Отмена действия (см. панель инструментов редактора линий).

Режим «Разбиение ломаной на две отдельных»

Режим работы позволяющий разделить одну ломаную на две части. Режим запускается соответствующей кнопкой панели инструментов редактора пленок. Запуск режима доступен в том случае, если выбрана одна ломаная.

Рис. 248 Разбиение ломаной на две отдельных

Работа в режиме ведется аналогично предыдущему режиму, за тем лишь исключением, что при выборе третьей по счету точки разбиение сбрасывается и начинается сначала. Сброс разбиения так же доступен кликом на любое свободное место рабочей области. По завершении работы в режиме, будет выведено окно настройки сохранения полученных ломаных.

Рис. 249 Сохранение выделенных сегментов

Режим «Получить часть ломаной»

Доступен режим выделения части из уже существующей ломаной. Режим запускается соответствующей кнопкой панели инструментов редактора пленок. Запуск режима доступен в том случае, если выбрана одна ломаная.

Рис. 250 Выделение части ломаной

После перехода в данный режим, все точки выбранной ломаной подсвечиваются (по умолчанию синим цветом) и становятся доступны для выбора. Для выделения необходимой части пользователь должен выбрать первую и последнюю точки. Выделенный сегмент будет подсвечен красным цветом. Если после выбора сегмента пользователь укажет еще одну точку, то к уже выбранному сегменту добавится часть от одной из его точек (ближайшей к выбранной) до указанной точки. Сбросить выбранный сегмент можно кликом ЛКМ на любом свободном месте рабочей области.

Режим «Собрать одну ломаную из нескольких»

Режим, работающий по аналогии с предыдущим, за тем лишь исключением, что в построении новой ломаной могут учувствовать сегменты из нескольких исходных линий.

Рис. 251 Сбор новой ломаной из нескольких

При переходе между ломаными вставляется отрезок между последней указанной точкой одной ломаной и первой точкой другой ломаной. В данном режиме доступна операция – Отмена действия (см. панель инструментов редактора линий).

Режим «Редактирование ломаной»

Режим редактирования отдельной ломаной запускается соответствующей кнопкой панели инструментов редактора пленок. Для запуска режима, необходимо чтобы была выбрана хоть одна ломаная. После запуска режима все отрезки и точки выбранной ломаной становятся активными (доступны для выбора), кроме того, на панели инструментов становится доступен специальный набор элементов данного режима:

Элемент: Описание:
img_3d_frame_line_1 Автоматическое добавление вершин. Во все выбранные отрезки ломаной, с заданным шагом будут добавлены дополнительные точки
img_3d_frame_line_2 Ручное добавление вершин. Активировав этот режим и выбрав место на любом отрезке ломаной пользователь может добавить на него дополнительную точку нажав ЛКМ
img_3d_frame_line_3 Автоматическое удаление вершин. В этом режиме все точки ломаной подвергаются следующей проверке – если три последовательно идущие точки лежат на одной прямой, то средняя точка удаляется, т.о. удаляются все точки, которые не влияют на геометрию ломаной
img_3d_frame_line_4 Ручное удаление вершин. Активировав этот режим и выбрав точку ломаной пользователь может удалить ее нажав ЛКМ. При удалении точек ломаной геометрия ломаной может меняться

Кроме того в данном режиме существует возможность удаления отрезков ломаной, для этого необходимо выбрать удаляемые отрезки и нажать кнопку «Удалить» на панели инструментов редактора пленок.

В данном режиме доступна операция – Отмена действия (см. панель инструментов редактора линий).

Режим «Ввод опорных линий»

Специальный режим работы редактора пленок, предназначенный для ввода новых и удаления старых опорных линий. Режим запускается соответствующей кнопкой панели инструментов редактора пленок. Запуск режима доступен в том случае, если выбрана хоть одна ломаная.

Рис. 252 Ввод опорных линий

При переходе в данный режим все точки выбранных ломаных подсвечиваются (по умолчанию синим цветом) и становятся доступны для выделения. Кроме того отображаются уже существующие опорные линии.

Для ввода новой опорной линии пользователь должен последовательно выбрать две точки, которые будет соединять добавляемая линия. После выбора первой точки, в качестве подсказки, будет рисоваться «резиновая» линия от выбранной точки до текущего положения курсора.

Для того чтобы удалить существующую опорную линию, пользователь должен выбрать ее (выбор осуществляется мышью, по аналогии с выбором других примитивов) и нажать клавишу Del или кнопку «Удалить» на панели инструментов редактора пленок.

В данном режиме доступна операция – Отмена действия (см. панель инструментов редактора линий).