Общие сведения о картографическом редакторе

Назначение картографического редактора

Основное назначение картографического редактора GEOMIX MAP – составление, анализ и печать топографических карт с использованием персонального компьютера.

Картографический редактор GEOMIX MAP осуществляет следующие задачи:

  • автоматизированный ввод картографических данных на основе сканированных изображений, аэро- и космо- снимков, материалов дистанционного зондирования Земли, прямых геодезических измерений;
  • создание и интерактивное редактирование легенды для карт;
  • использование иерархической структуры организации данных для карт и картографических слоев;
  • создание и интерактивное редактирование электронных таблиц в карте;
  • использование внутреннего языка программирования для решения нестандартных задач;
  • создание произвольной структуры аналитической БД, добавление, редактирование записей и связь их с картографической информацией;
  • выполнение запросов и обработка результатов по аналитической БД;
  • оформление любой отчетной табличной документации с фрагментами картографической информации;
  • просмотр и редактирование картографической информации в режиме 3D;
  • вывод картографической информации на любой принтер/плоттер с автоматизированной разбивкой на страницы.

Картографическая информация вводится в персональный компьютер на основе изображений, полученных при помощи сканера или на основе выполненных геодезических измерений. Вводимые данные отображаются на графическом мониторе, и Вы можете интерактивно редактировать элементы, выбирая их курсором на экране. Вся введенная информация сохраняется в БДКИ.

Структура БДКИ позволяет хранить одновременно несколько карт с неограниченным количеством картографических слоев. Одна или несколько карт одновременно могут отображаться на графическом экране.

Использование внутреннего языка программирования позволит Вам создавать свои собственные приложения, без изменения исходного кода программы. В тексте программы можно выполнять любые выборки по БД и сохранять результаты в БД или оформлять их в виде таблицы. При оформлении отчетов существует возможность фрагментарной вставки любого участка картографической информации.

Режим 3D позволяет просматривать картографический материал в объеме создавать объемные тела, редактировать высотную отметку Z.

GEOMIX MAP обладает также всеми преимуществами объектно-ориентированного редактора. Вы можете передвигать копировать, добавлять, удалять или менять очертание точечных, линейных объектов или надписей на карте. Каждый отдельный узел ломаной может быть передвинут, удален или добавлен. Очертания линий можно менять или округлять. Надписи на картах с использованием пропорциональных шрифтов можно масштабировать, направлять по прямой под любым углом. GEOMIX MAP содержит средства для локального масштабирования в графическом окне и составления легенды карт. Карту, созданную на экране, можно сохранить в качестве графического файла или распечатать на принтере (плоттере).

Для взаимодействия с устройствами визуализации и печати используются соответствующие драйверы Windows. В связи с этим увеличивается выбор более надежных и удобных драйверов для графических мониторов, плоттеров и других периферийных устройств.

Программа написана на языке Delphi для операционной системы (ОС) Windows и поэтому управление основными графическими объектами программы (главная панель, диалоговые окна, система меню, кнопки, поля ввода, поля выбора, окна списка и некоторые др.) полностью соответствует управлению этими объектами в среде ОС Windows.

В данном руководстве приводится описание режимов работы картографического редактора GEOMIX MAP. Для решения определенных задач GEOMIX MAP может применяться как самостоятельная программа, так и входить в состав других программ. В этом случае название запускаемой программы может измениться, но принципы работы, описанные в данном руководстве, останутся.

Если Вы не встретили описание каких-либо режимов, то скорее всего они описываются в руководствах пользователя программы, в состав которых входит картографический редактор GEOMIX MAP.

Виды обрабатываемых данных и операции с ними

Векторный картографический редактор GEOMIX MAP позволяет обрабатывать следующие виды цифровой картографической информации:

  • векторные карты;
  • растровые изображения (карты) местности, в т.ч. данные дистанционного зондирования земли (спутниковые и аэрофотоснимки, материалы лазерного сканирования и т.д.);

Цифровые данные разных видов можно: обрабатывать отдельно или совместно; редактировать; трансформировать; конвертировать в другие форматы; преобразовывать из одного вида в другой; отображать на графическом дисплее; выводить на внешние печатающие устройства.

Файловая структура векторных карт

Формат векторной карты и обмен с другими форматами

Редактор GEOMIX MAP работает с векторными картами, представленными в открытом формате с расширением файлов *.ndb и *.btt.

Данные из форматов ArcInfo(.shp), MapInfo(.mif), AutoCAD(.dxf), KDR(*.kdr) и др. могут конвертироваться в формат системы и обратно. Кроме того, экспорт данных осуществляется в форматы Метафайл Windows(.wmf) и Bitmap(*.bmp)

Работа с файлами внутри векторной карты

После установки программы на Вашем жестком диске будет создана следующая структура каталогов:

\DAT

\DEMOS

\DOC

\FONTS

\LIB

\WMP

\MBF

Более поздние версии программы предполагают дополнительное увеличение количества каталогов, и их описание будет приведено в соответствующих им файлах подсказки. Ниже приводится подробное описание существующих каталогов и файлов в них.

корневой каталог

Содержит файл запускающей программы MAP.EXE (или файл запуска соответствующего модуля в случае поставки специализированной ГИС), файлы справки *.hlp и служебные файлы *.dll

\WMP

*.ndb, *.btt, *.nbp, *.nbw - файлы БДКИ. Вся введенная информация хранится в них. Удаление любого ведет к нарушению целостности системы.

mapenvi.ini - файл, содержащий информацию по настройке рабочей панели программы и параметрах системы. При сбоях электропитания, неудачной загрузке или каких либо других авариях эта информация может быть испорчена, и программа не сможет её прочитать. В результате этого будут происходить различные ошибки во время первоначальной загрузки и в дальнейшей работе. Для устранения этого удалите этот файл из этого каталога. Во время загрузки программа выполнит инициализацию своих переменных значениями по умолчанию. А после окончания сеанса работы создаст новый файл с текущими установками.

maps#.nbp – файл, содержащий в запакованном виде сохраненное Вами текущее состояние. В том случае, если сбой работы программы не удается устранить удалением одного файла mapenvi.ini, рекомендуется полностью очистить весь каталог \WMP за исключением файла maps#.nbp. При повторном запуске картографический редактор гарантированно загрузится без ошибки. А, загрузив предыдущее состояние, Вы сможете вернуться к той позиции, когда Вы последний раз его сохранили.

Директория \WMP может содержать в себе поддиректорию \TEMP. Это временная директория и служит для временного хранения файлов.

\DAT

*.ini – файлы настроек параметров системы.

\DEMOS

*.exe –видеоуроки по некоторым функциям картографического редактора.

\DOC

*.doc – руководства пользователя к установленным модулям.

\MBF

*.bfm - бинарные файлы, содержащий сохраненную БДКИ на определенный момент времени. Используются для сохранения в бинарном виде состояния векторной карты и совместимости с различными версиями программы. Их может быть любое количество, и из любого можно загрузить данные в программу.

*.nbp – архивные файлы, содержащие в запакованном виде состояние БДКИ на определенный момент времени.

\FONTS

*.chr, *.ttf, - файлы шрифтов, используемые в программе.

*.lvp – файлы векторных шрифтов, используемые в программе, подготовленные в Редакторе векторных символов, входящем в комплект поставки ГИС.

\LIB

*.dll, *.pdl – служебные файлы. Удаление или изменение любого из них может привести к ошибкам в работе программы.

Структура организации данных векторной карты

Схема структуры данных векторной карты

image2

Рис. 1.1

Принцип построения векторной карты

GEOMIX MAP по принципу построения векторной карты отличается от большинства существующих картографических редакторов. Это накладывает некоторые особенности на режимы редактирования и ввода информации. Ниже будет дано описание общего построения системы и особенностей режимов редактирования.

Организация информационных слоев в карте строится на основе легенды. Легенда – это список шаблонов, которые определяют способы отрисовки (цвет, заливка, размер…) для линейных, площадных и точечных объектов. Наборы различных типов шаблонов объединены в слой легенды. По своему содержанию набор шаблонов или список шаблонов для конкретного слоя легенды определяется информационным назначением данного слоя. Количество типов шаблонов для каждого слоя легенды неограниченно. Для удобства ввода и редактирования информации шаблоны классифицированы на точечные объекты, подписи, линейные объекты, площадные объекты. Для каждого типа шаблона задается свой набор атрибутов, который определяет способ рисования данного шаблона на карте. Изменение какого либо атрибута у точечного, линейного или площадного шаблона ведет к изменению рисования на карте всех объектов данного типа. Слой легенды может задавать стиль отрисовки одного или нескольких картографических слоев.

Картографический слой содержит пространственную информацию об объектах и их тип. Тип определяют принадлежность к точечному, линейному, площадному шаблону данного объекта и соответственно способ его отрисовки на карте. Картографический слой не может существовать без легенды, которая классифицирует его по информационному содержанию

При вводе объектов в картографический слой Вы должны обязательно указать, какому шаблону из слоя легенды он соответствует по своему информационному содержанию. В дальнейшем программа позволяет редактировать легенду объекта в случае ошибки ввода.

Теперь перейдем к организации данных в картографическом слое, который, как упоминалось ранее, хранит пространственную (координатную) и аналитическую информацию об объектах.

Картографический слой входит в состав карты. Количество слоев у карты неограниченно, как и количество карт. В текущий момент времени на экране могут отображаться различные комбинации картографических слоев. Порядок их отображения настраивается.

Картографический слой содержит в себе наборы контуров (площадные объекты), ломаных (линейные объекты), условных знаков (точечные объекты), подписей. Связь с определенным слоем из легенды определяет информационное содержание различных типов шаблонов (по легенде), которые могут быть введены.

С любым из площадных, линейных, точечных объектов в картографическом слое (кроме подписей) может быть связана аналитическая БД параметров. Количество БД параметров, привязанных к объекту, не ограничено.

Структура организации данных для площадных и линейных объектов на векторной карте создана таким образом, чтобы исключить дублирование информации (см. рис. 1.2).

image3

Рис 1.2

БД узлов – это список координат всех начальных и конечных точек для ломаных в картографическом слое.

БД ломаных – это список всех ломаных в картографическом слое. Ломаная состоит из двух ссылок, которым соответствуют записи в БД узлов и список координат промежуточных точек между ними. При такой организации две соседние ломаные в своей начальной или конечной точке содержат лишь ссылку на одну и ту же запись в БД узлов.

Изменение координат в БД узлов влечет за собой автоматическое изменение соответствующей координаты для начальной или конечной точки ломаной.

БД контуров – это список всех контуров в картографическом слое. Контур состоит из списка ссылок на соответствующие записи в БД ломаных. Контур – это обязательно замкнутая область (Рис. 1.3).

Наличие контура предполагает обязательное наличие ломаных в картографическом слое, представляющих замкнутую область. Изменение координат ломаной автоматически влечет изменение границ соответствующего контура (контуров).

image4

Рис. 1.3

Такая структура организации данных решает сразу три задачи:

  1. исключает дублирование информации
  2. решает проблему топологии на уровне организации данных
  3. решает проблему однозначности границ площадных объектов.

Приведем пример (Рис. 1.4): площадные объекты: Река и Лесной массив содержат лишь ссылку на ломаную N, что определяет однозначность их общей границы.

image5Рис. 1.4

При такой организации данных основным режимом по вводу линейных объектов является режим примыкания. От режима обычного ввода линейного объекта он отличается своим первым и последним шагом. Их действие заключается в том, чтобы определить ломаную, с границей которой существует общая точка (узел). На Рис. 1.4 это узел М и узел К. Для ввода ломаной N-1 Вам достаточно в режиме примыкании пересечь ломаную N в месте узла К или М, ввести промежуточные точки для ломаной N-1 и закончить режим пересечения соответствующего узла К или М. После этого узел М и К станут «общими» для начальной и конечной точек ломаной N и N-1. Сами же ломаные образуют замкнутую область, которую потом можно будет организовать в контур Лесной массив. Изменение координат узлов М или К, или координат ломаной N ведет к автоматической смене границ обоих соответствующих контуров Лесной массив и Река.