Основные действия с поверхностями

Многие задачи в геологии решаются на основе данных о поверхности местности (рельефа, данных о водоносных горизонтах и т.п.), карьера (текущей, проектной и т.п.), рудного тела (верхняя граница, нижняя граница и т.п.).

Для этого в программе предусмотрена возможность построения и обработки триангуляционных поверхностей (дальше по тексту «поверхности»). На их основе решаются многие геометрические задачи (например, подготовка выборок из БД скважин по поверхности).

Для того, чтобы начать работать с поверхностями, выберите пункт меню Построить поверхность. При этом на экране должен отобразиться список созданных и загруженных поверхностей (Рис.2.108). Изначально он пуст.

image247 Рис. 2.108.

Рассмотрим подробнее панель инструментов списка.

Загрузка поверхности из файла

Если у Вас уже есть файлы поверхностей (файлы, имеющие расширение *.SUR), то их можно добавить в список поверхностей, воспользовавшись кнопкой image248 “Загрузка поверхности”. Появится стандартный диалог по открытию файла, в котором следует указать место положения файла, содержащего поверхность. После этого в список добавится поверхность, имя которой совпадает с именем файла.

Создание новой поверхности

Для того чтобы создать поверхность на основе данных картографии, нажмите кнопку image249Создать поверхность”, появится диалог (Рис. 2.109), в котором следует указать, какие типы объектов будут участвовать в построении поверхности. Координаты объектов этих типов на карте должны содержать информацию от отметке Z.

image250 Рис. 2.109.

После выбора типов объектов, на основе которых будет происходить построение поверхности, подтвердите действие нажатием на кнопку Применить. Появится следующее диалоговое окно (Рис. 2.110), в котором вы можете ограничить площадь построения поверхности каким-либо существующим на карте контуром, ввести такой контур произвольно, или же не задавать контур построения, не устанавливая соответствующий флажок. В этом случае поверхность будет строиться по всей площади карты, где встречаются выбранные объекты с отметками Z.

image251
Рис.2.110.

Перед построением поверхности, программа выполнит проверку всех точек на карте на соответствие указанным в диалоге параметрам (проверка на пустое значение координат происходит автоматически). Если какая-либо точка не соответствует этим условиям, то она не будет использоваться для построения поверхности, а информация об этом будет помещена в окно сообщений об ошибках (Рис. 2.111). Если все точки карты удовлетворяют условиям построения, то поверхность будет построена автоматически. В противном случае, программа выдаст запрос на построение с потерей данных. При отрицательном ответе, Вы можете, просмотрев список сообщений, исправить ошибочные значения (достаточно дважды кликнуть мышкой на каждом сообщении, чтобы перейти на ошибочную точку, (Рис.2.112).

image252
Рис.2.111.

Если же на запрос о построение Вы ответите положительно, то поверхность построится по тем данным, которые удовлетворили указанным условиям. При этом в списке поверхностей добавится поверхность с названием по умолчанию. И сразу же, будет предложено настроить ее отображение (Рис.2.113).

Рис.2.112.

Настройка отображения поверхности

Для того, чтобы отобразить поверхность на карте, нажмите кнопку Настройка отображения. При этом, если в списке выбрана поверхность, то для нее появится диалог по настройке отображения (Рис.2.112).

image253
Рис.2.113.

Поверхность можно отображать в нескольких режимах:

  1. Отобразить ребра триангуляции – это схематичное отображение
    поверхности. Рекомендуется использовать на маломощных компьютерах для увеличения скорости отрисовки. Как правило, никакой полезной информации, кроме контура поверхности почерпнуть из этой формы отображения нельзя.
  2. Заливать поверхность по цветовой шкале по отметке Z – при этой
    форме отображения мы можем получить визуальную оценку поверхности даже на плоскости. Создание и редактирование цветовой шкалы подробно описано в разделе 3.1 - настройка отображения скважин. Поверхность заливается в изолиниях абсолютных отметок (Рис.2.114). Для увеличения скорости отрисовки рекомендуется устанавливать опцию “Упрощенная заливка треугольников”.
image254
Рис.2.114.
  1. Заливать поверхность по цветовой шкале по углу наклона треугольников – это частный случай отображения поверхности заливкой по цветовой шкале. При этой форме отображения мы можем получить визуальную оценку поверхности на плоскости в виде заливки в зависимости от угла наклона поверхности. Эта опция бывает полезно, например при визуализации бортов карьеров, когда бермы и откосы отображаются разным цветом. Например, на Рис.2.115 представлено отображение поверхности карьера, где желтым цветом выделены углы от 0 до 20°, а оранжевым – углы наклона поверхности от 20 до 90°. На Рис.2.116 этот же карьер в режиме 3D.
image255
Рис.2.115.
image256
Рис.2.116

Трёхмерный режим позволяет получить наиболее полное представление о форме и качестве построения поверхности. Чтобы воспользоваться режимом трехмерного отображения карт выберите пункт меню 3D режим – Отобразить 3D или Отобразить 3D по экрану. (комбинация клавиш Ctrl+3 или Ctrl+2 соответственно) (Рис.2.106). Отличие этих двух подрежимов лишь в том, что в первом случае будет отображена вся карта, а во втором лишь та часть карты, которая в данный момент помещается на экране. В этом режиме визуально можно оценить качество используемой поверхности, а также здесь реализована функция трехмерного редактора каркасов объемных моделей.

Предупреждение, не рекомендуется использовать этот режим на очень маломощных компьютерах, поскольку это может привести к зависанию.

Сохранение поверхности в файл

Для того, чтобы каждый раз не повторять процедуру построения и настройки отображения поверхности, рекомендуется сохранять ее в файл. При этом сохраняются, как данные о пространственном расположении поверхности, так и данные об ее отображении. Для сохранения нажмите кнопку “Сохранение поверхности” (Рис.2.108). В появившемся диалоге по сохранению файла задайте расположение и имя файла поверхности.

Удаление поверхности из списка

Если поверхность не нужна для дальнейшей работы, то ее можно удалить из списка, нажав кнопку “Выгрузить поверхность” (Рис.2.108). При этом, если поверхность только что была создана или произошло изменение ее отображения, то программа выдаст запрос на ее сохранение.

Позиционирование на текущую поверхность

Для того, чтобы быстро найти положение поверхности на карте, применяется кнопка “Центрировать” (Рис.2.108). При этом происходит изменение масштаба и положения области отображения карты таким образом, чтобы активная поверхность (та, что выбрана в списке поверхностей) полностью расположилась на экране.

Операции, выполняемые с поверхностью

Построение профилей по разрезам

Одной из главных задач является построение профилей по разрезам. Для ее решения предназначена команда “Построить профиль” (Рис.2.108). После нажатия этой кнопки нужно ввести линию, вдоль которой будет отстроен профиль. Линия вводится по правилам ввода линий в картографическом редакторе. Затем в появившемся диалоге (Рис.2.117) нужно указать, в какую карту-слой записать результат построения. Можно выбрать уже созданную карту, но это делать надо осторожно, поскольку профиль будет записан в своих координатах, независимо от параметров карты. Это означает, что при оптимизации карты-слоя, если тип карты план или сечение (направление которого не совпадает с направлением профиля), то произойдет искажение профиля.

image257 Рис.2.117.

Если выбрать создание новой карты, то вызовется диалог по созданию новой карты. Автоматически установится тип карты сечение, параметры такие, что направление сечения совпадет с направлением линии профиля (по первой и последней точке).

Затем в следующем диалоге выберем тип линии, которым будет отстроен профиль на карте (Рис.2.118).

image258 Рис.2.118.

Построенный профиль должен сразу отобразиться (Рис.2.119).

Заметим, что если загружено несколько поверхностей, то профиля отстроятся сразу по всем.

image259 Рис.2.119.

Построение карты изолиний в абсолютных отметках рельефа

Имеется несколько веских причин для того, чтобы построить карту поверхности в изолиниях. Во-первых, отображение карты может быть настроено более качественно. Во-вторых, карта рисуется быстрее поверхности.

Поэтому введена опция “Построение изолиний”.

После выбора этой задачи, сначала в появившемся диалоге (Рис.2.120), укажем карту-слой, в который будем записывать изолинии по рельефу.

image260 Рис.2.120.

Предупреждение: для того, чтобы продолжить построение, должен быть выбран слой типа “Изолинии”. Цветовая шкала при построении берется из этого слоя, а не из настроек отображения поверхности.

В результате построения получаем обычную карту изолиний (Рис.2.121).

img_n

Рис.2.121.

Создание геологических карт по поверхности на основе разрезов

Одной из немаловажных задач является задача создания и корректировки геологических карт по текущей поверхности. Учитывая сложность месторождений железных и комплексных руд, на данном этапе является затруднительным автоматическое создание таких карт (для этого нужно учитывать специфические особенности каждого месторождения). Поэтому на данном этапе предложена следующая технология создания подобных карт.

  1. Подгружаем все имеющиеся геологические разрезы. Желательно, чтобы все они использовали одну и ту же легенду.
  2. Переходим в плоскость горизонтального сечения (пункт меню “Сервис”/”Установить плоскость горизонтального сечения”).
  3. Нажимаем кнопку “Пересечение поверхности с разрезами и планами”. При этом выполняется поиск пересечений активной (выбранной в списке) поверхности с каждым контуром на каждом разрезе. Результат записывается во временный слой ”Серый”, при этом создается временная легенда с тем же именем. Легенда состоит только из линий, имеющих те же самые название и цвет, что и контур, который пересекается поверхностью.
  4. Используя временный слой как подложку и выделяя тот или иной тип линий в легенде, наводим соответствующие контура в плане (Рис.2.122).

Рис.2.122. Использование временного слоя для формирования контуров в плане. Жирным выделены пересечения поверхности с а) АФ 10-15%, б) КФМ рудами.

Инициализация отметок Z в слое карты по данным поверхности

В программе существует возможность автоматически присвоить всем объектам в слое карты отметки Z, которые будут соответствовать отметкам Z для активной поверхности.

Для этого достаточно сделать отображаемым тот слой, в котором мы хотим рассчитать отметки Z, и выбрать в списке поверхностей ту, которая станет основой для расчетов. После этого нажмем кнопку image262Инициализация Z по поверхности” (Рис2.108). Программа автоматически присвоит каждой точке и для каждой линии высотную отметку так, чтобы все объекты и линии лежали на поверхности. На Рис.2.123 – пример поверхности и карты до Инициализации, на Рис.2.124 – после инициализации Z.

image263 Рис.2.123

image264 Рис.2.124