Панель инструментов векторной карты

Вид панели инструментов см. в *гл.2.1.2*. Общий вид рабочего окна векторной карты. Как указывалось в данной главе, в панель инструментов встроены Стандартная панель, Редактор карт, Панель Задачи и Панель Инструменты.

Настройка панели инструментов

Векторный картографический редактор GEOMIX MAP позволяет любому пользователю настроить внешний вид и состав панели инструментов индивидуально. Для перехода к настройкам панели инструментов кликните ПКМ в её любом месте. С помощью контекстного меню (Рис.4.1) можно включить или отключить имеющиеся панели инструментов, сохранить или загрузить собственные настройки панелей инструментов. При необходимости вы всегда сможете сделать откат к стандартным настройкам, выбрав команду Сбросить настройки.

image292
Рис.4.1

Для более детальной настройки инструментальной панели картографического редактора и для добавления пользовательских панелей инструментов, выберите команду Настройка. Откроется диалоговое окно Настройка панелей инструментов (Рис.4.2).

image293
Рис.4.2

Вкладка Панели позволяет включать/отключать отображение имеющихся панелей инструментов, а также дополнительно к ним добавлять пользовательские. Для добавления собственной панели инструментов нажмите кнопку Новая. Программа предложит дать название создаваемой панели инструментов, после чего панель с этим названием появится в списке панелей (Рис.4.2), а на панели инструментов картографического редактора появится пустая планка созданной пользовательской панели. Для её наполнения перейдите на вкладку Команды (Рис.4.3).

image294
Рис.4.3

Для добавления инструмента на пользовательскую панель просто перетащите, зажав необходимый инструмент ЛКМ, из окошка Команды в созданную панель. Настроенные панели инструментов вы можете сохранить в файл, выбрав команду Сохранить настройки (Рис.4.1), чтобы подгрузить при необходимости ваши настройки на любой компьютер с установленным векторным картографическим редактором GEOMIX MAP.

Вкладка Опции (Рис.4.4) позволяет настраивать внешний вид отображения настроенных панелей инструментов.

image295
Рис.4.4

Панель инструментов «Стандартная»

image296

Панель инструментов «Стандартная» включает в себя команды масштабирования, позиционирования, настройки печати и служебные команды.

Режимы масштабирования

Картографический редактор GEOMIX MAP предлагает следующие режимы для масштабирования картографической информации:

image297 Установить фиксированный масштаб. При включении данного режима появляется окно выбора масштаба (Рис.4.5), позволяющее изменить масштаб просмотра или печати (в зависимости от текущего режима).

image298 Рис. 4.5

image299 Увеличить масштаб. Активизировав данную команду, зафиксируйте точку ввода «резиновой нити» на карте левой кнопкой мыши и, отпустив кнопку, но, не отпуская мыши, плавным движением выделите область карты, которую Вы бы хотели приблизить (Рис.4.6). Соответственно этому увеличению масштаб карты будет пересчитан автоматически.

image300 Рис.4.6

image301 Вернуть предыдущий масштаб. Все операции по изменению масштаба последовательно сохраняют его текущее состояние. Нажатие кнопки возврата позволяет Вам вернуться на шаг назад. Эта манипуляция аналогична действию команды Undo любого редактора, только применительно к масштабу.

Кроме перечисленных команд масштабирования в картографическом редакторе также реализована функция масштабирования карты с помощью колеса мыши.

Режимы позиционирования

image302 Перейти в точку. Включение данной кнопки устанавливает центр карты в точке с определенными координатами, вводимыми в открывающемся окне Редактора координат (Рис.4.7)

image303 Рис.4.7

image304 Центрировать текущий слой. Режим центрирования фиксирует оптический центр текущего слоя в центре экрана и весь текущий слой помещает на экран.

image305 Центрировать всё. Та же функция, что и предыдущая, с той разницей, что на экран помещается вся графическая информация.

Команды «Перерисовать», «Отменить», «Сбросить все режимы»

Данные инструменты повторяют соответствующие команды из меню «Правка» и «Вид» (см *Рис.2.75* и *Рис.2.76*).

Печать карт

Даже от самых точных и подробных расчетов и самых красивых и наглядных графиков будет мало толку, если мы сможем увидеть результаты нашего труда только на экране, не имея возможности подержать их в руках, обсудить с коллегами, унести, наконец, домой. Проблеме получения твердых копий с изображениями результатов работы программы и будут посвящены несколько следующих страниц нашего руководства.

Все действия по печати документа будут производиться только с текущим установленным принтером. Если в Вашем распоряжении имеются также другие печатающие устройства, и Вы хотите работать на каком-либо из них, то внесите изменения с помощью Диспетчера Печати (см. руководство пользователя для Windows). Недостающую информацию по установке параметров принтера черпайте из описания к вашему принтеру.

Вам также предоставляется возможность изменить тип принтера непосредственно в окне Просмотра, но все эти изменения будут носить локальный характер (только для текущей печати) и при Выходе из окна Просмотра не сохраняются.

Установление области печати

Нажатие на инструмент «Настроить область печати» image306 открывает список инструментов, с помощью которых пользователю предлагается несколько способов выделения области карты, которая будет отправлена на печать (Рис.4.8).

image307
Рис.4.8

image308

Команды «Задать произвольные границы области печати», как следует из названия, позволяет выделить любую область для печати карты. С помощью «резиновой нити» выделите область карты, которую Вы хотели бы распечатать. На экране появится пунктирный прямоугольник по границам выделенной области. На этом этапе границы можно изменить, растягивая их за углы или за границы, или переместить. Обратите внимания, что при наведении курсора на разные части выделенной области печати он меняет свой внешний вид на стрелки в соответствии с направлениями, в которых можно перемещать границы печати. Для изменения границ области печати, кликните один раз ЛКМ, когда курсор будет над необходимой границей. Граница «прилипнет» к курсору. Переместите границу туда, куда надо, и один раз кликните ЛКМ. Граница «отлипнет» от курсора. Изменение вида курсора на перекрещивающиеся стрелки показывает на то, что кликнув в этом месте области печати, таким же образом можно переместить весь выделенный прямоугольник области печати.

Для подтверждения выделения области печати один раз кликните на рабочей области картографического редактора ПКМ.

image309

Команда «Задать фиксированные границы области печати» задает область печати в соответствии с настроенным размером бумаги (Рис.4.9). Имеется возможность выбрать любой из предустановленных размеров бумаги, а также добавить любой пользовательский формат чертежа.

image310
Рис.4.9

После нажатия кнопки Применить на карте появится пунктирный прямоугольник в соответствии с выбранным размером чертежа и масштабом карты. Его можно переместить, как было описано выше. Для подтверждения выделения области печати кликните один раз ПКМ на рабочей области экрана.

image311
Команда «Установить область печати по границам объекта» позволяет быстро выделить область печати по какому-либо указанному объекту.

Для изменения установленной области печати воспользуйтесь командой «Изменить границы области печати».

4.2.3.2.Свойства границ печати

image312 Команда свойства границ печати предназначена для настройки области печати, то есть участка картографического документа, который необходимо вывести на печать (Рис.4.10). Таблицы должны печататься в любом месте документа, поскольку они оформляются в виде чертежного штампа. В обычном режиме просмотра картографической информации Вы можете включить режим отображения области печати и разместить таблицу в том месте, где она должна быть. Область печати представляет собой внутреннюю область, по которой ограничивается печать картографической информации, и внешнюю область, по которой ограничивается печать всей информации, включая таблицы. Ниже схематично представлена выделенная область печати, где рамка чертежа представляет внутреннюю область печати, а линия отреза - внешнюю.

image313 Рис. 4.10

При активизации кнопки Свойства печати осуществляется настройка области в диалоговом окне, представленном на Рис. 4.11.

image314 Рис.4.11

Область печати будет каждый раз автоматически сохраняться при каждом завершении работы, и каждый раз автоматически восстанавливаться при входе в программу. Изменить область печати можно, повторно Выполнив эту же команду.

4.2.3.3.Предварительный просмотр.

image315 Эта команда выполняет функцию, цель которой экономить бумагу и время. Вы можете увидеть перед отправкой на печать, как будет выглядеть Ваша страница. Одновременно с этим на панели инструментов появится панель Предварительного просмотра (Рис 4.12), которую для удобства можно перетащить в рабочую область.

image316 Рис. 4.12

Функциональные назначения кнопок панели следующее:

image317 *Переход на следующую страницу.* С включением команды происходит переход на следующую страницу при просмотре многостраничного документа.

image318 *Переход на предыдущую страницу.* Переход на предыдущую страницу при просмотре многостраничного документа.

image319 *Переход на страницу.* Происходит переход на указанную страницу для просмотра

image320 *Установка параметров печатного листа.* Диалоговое окно имеет следующий вид (Рис. 4.13)

image321 Рис. 4.13.

image322 *Калибровка принтера.* Откроется диалоговое окно в котором можно ввести поправочные коэффициенты для любого из установленных принтеров, для устранения возможных искажений во время печати.

4.2.3.4. Запуск в печать

image323 *Установка параметров принтера*

Все действия при установке нового принтера аналогичны действиям при смене принтера с помощью Диспетчера печати. Более подробно Вы можете ознакомиться с ними, прочитав руководство пользователя для Windows. Напомним, что все изменения, связанные с принтером в окне Настройки печати (Рис.4.14), носят локальный характер (только для текущей печати), и при выходе из режима просмотра не сохраняются.

Рис. 4.14

image324 *Печать документа.* Настройки печати ведутся в окне Печати (Рис.4.15)

Рис. 4.15

image325 *Закрыть.* Выход из режима предварительного просмотра и возврат к обычному виду картографического редактора.

4.3. Панель инструментов «Редактор карт»

image326

Панель инструментов «Редактор карт» повторяет команды одноименного меню векторного картографического редактора GEOMIX MAP (*гл.2.6*). В данном разделе эти инструменты будут описаны подробно.

Особенности и общие правила редактирования в картографическом редакторе GEOMIX MAP

Прежде чем приступить к непосредственному описанию всех режимов редактирования, остановимся на общих правилах редактирования, применимых ко всем режимам, и дадим некоторые советы, основанные на опыте векторизации 2000 шт. планшетов масштаба 1:500 плана г. Белгорода. Надеемся, что наши советы помогут избежать тех ошибок, с которыми мы сталкивались в процессе работы.

Особенности манипуляций с кнопками мышки при вводе ломаных. Во время векторизации и просмотра карты перемещение последней на экране можно делать не только при помощи клавиш влево, вправо, вниз, вверх, но намного удобнее и практичнее - нажав в любом месте экрана ЛКМ и, удерживая, перемещать ее в направлении движения карты. Повторяя эту операцию, можно без труда переместиться в любое место на карте или основе. Особенно это удобно во время векторизации, когда обычно правая рука занята мышью, а левой Вы пытаетесь дотянуться до выше упомянутых клавиш. Кроме того, вращение колеса мыши даёт возможность быстрого изменения масштаба отображения карты.

Во время векторизации нажатие ЛКМ обычно ведет к выполнению определенной команды, поэтому часто возникают ситуации, когда Вы хотели бы, например, ввести точку, но случайно, не отпуская ЛКМ, переместили ее, и у Вас вместо ввода точки произошло смещение карты. Ввод точки осуществляется обычным щелчком.

В программе нет режима векторизации, который бы использовал перемещение мыши с удержанием в нажатом состоянии любой её кнопки. Поэтому все операции по вводу точек, прямоугольных областей, и т.д. начинаются нажатием или щелчком ЛКМ, а заканчиваются нажатием ПКМ. Так, например, при вводе ломаной, Вы указываете щелчком ЛКМ первую точку, продолжаете ввод ломаной, останавливаясь щелчком ЛКМ на каждой промежуточной точке, и щелчком ПКМ завершаете ввод ломаной.

Следует сказать, что нажатие ПКМ не только завершает режим ввода ломаной, но и добавляет к списку точек новую точку в месте нажатия. Поэтому ПКМ надо нажимать на последней точке вводимой ломаной. В связи с этим, на первых порах векторизации часто встречается ошибка, когда пользователь вводит последнюю точку ломаной нажатием ЛКМ, а потом на этом же самом месте завершает режим нажатием правой кнопки. В результате, на ломаной сохраняются две одинаковые точки. Это не ошибка, но всякое дублирование информации лишь увеличивает объем Вашей базы данных.

Варианты выключения режимов редактирования. Когда Вы входите в какой-либо режим, работа в нем будет продолжаться, пока Вы не завершите ее нажатием ПКМ. Причем, всё зависит от степени вложенности выполняемой операции в текущем режиме. Например, если Вы вошли в режим ввода ломаных, то нажатие ЛКМ будет означать, что Вы выполняете ввод новой ломаной, и нажатие ПКМ завершит именно ввод конкретной ломаной, но не сам режим ввода ломаных. Для этого Вам необходимо повторно нажать ПКМ. В противном случае, не выключив режим и стремясь сделать определенные действия в другом режиме, Вы можете столкнуться c предупреждением программы (Рис.4.16):

image327
Рис.4.16

И так всегда. Следите за степенью вложенности в режимах. Исключением из общих правил являются режимы, где ввод большого количества точек нецелесообразен. Например, при вводе отрезка или прямоугольной области на экране Вам требуется всего две точки, поэтому нажатие ЛКМ на второй точке автоматически завершит данный режим.

Аналогично нажатию ПКМ, срабатывает нажатие клавиши computer_key_Esc (Escape). Единственное и важное различие в том, что, завершая текущий режим и переходя на уровень вложенности операции на одну ступень выше, Вы отменяете его выполнение. Так, например, при вводе ломаной, в режиме ввода ломаных, нажатие клавиши Escape отменяет режим добавления введенной Вами ломаной. Вы не вышли из общего режима, но и не добавили ломаную, как это произошло бы при нажатии ПКМ. Такие ситуации могут возникнуть, когда Вы не уверены в правильности выбранного направления ввода ломаной.

Если в режиме ввода ломаной, замкнутой области и т.д. для всех режимов редактирования Вы ошиблись в точке, не надо отменять весь ввод, а попробуйте нажать клавишу word_Backspace или computer_key_Tab. Этим самым Вы отмените свою последнюю операцию.

Все операции по редактированию ведутся только с активным слоем для карты. А все операции по вводу ломаных, контуров, условных знаков, только с текущими установленными типами линий, контуров и условных знаков. В нижней части панели будет отображаться текущий режим редактирования. Если активен какой-либо режим редактирования, то запуск другого режима возможно будет запрещен, о чем программа Вам дополнительно сообщит.

Важно

Добрый совет! Во избежание потерь некоторого объема внесенных Вами данных необходимо почаще нажимать кнопку сохранения текущего состояния базы данных (горяча клавиша F2).

В ходе работы с инструментами, предусматривающими ввод линий или контуров, на рабочей области экрана появится вспомогательная панель «Режимы ввода» (Рис.4.17).

image331
Рис.4.17

Первые три кнопки верхнего ряда image332 позволяют выбрать один из методов сглаживания вводимой линии, соответственно: без сглаживания, сглаживание линии способом вписывания в фигуру, сглаживание линии способом прохождения итоговой линии через указанные точки.

Кнопка image333 открывает окно, в котором задаются параметры сопряжения линий.

Кнопка image334 позволяет включить режим построения ломаных с фиксированными параметрами (азимут, угол, длина, угол наклона…).

Кнопка image335 включает режим ввода координат точек ломаных.

Кнопки нижнего ряда image336 предназначены для построения контуров и замкнутых ломаных. Первые три кнопки позволяют строить окружности тремя способами: по трем точкам, с произвольным изменяемым радиусом и с заданным радиусом. Три оставшиеся кнопки позволяют отстраивать фигуры с прямыми углами: многоугольный контур с прямыми углами, четырехугольники с произвольными размерами и четырехугольник с задаваемыми сторонами.

4.3.2.Режимы панели редактирования

При общем взгляде на панель редактирования Вы обнаружите следующие функциональные кнопки режимов редактирования:

image337 Режим выделения объектов

image338 Режимы по вводу ломаных

image339 Режимы по редактированию ломаных

image340 Режимы по вводу/редактированию/удалению контуров

image341 Режимы по вводу/редактированию/удалению текста

image342 Режимы по вводу/редактированию/удалению точечных объектов

image343 Режимы по вводу/редактированию/удалению таблиц

image344 Режимы связывания редактирования БД параметров с графическими объектами

image345 Универсальная пипетка для просмотра и редактирования свойств объектов

image346 Режим измерения расстояний

4.3.2.1. Режимы выделения объектов

Режимы выделения объектов (Рис.4.18.) связаны с командой Параметры из меню Сервис, с помощью которой происходит настройка отображения отмеченных и выделенных объектов (см. *гл.2.5.4.3*). Перед работой в режиме активизируйте в списке отображаемых слоев карты символ Выбор image347.

Необходимость применения данного режима обусловлена тем, что в процессе работы могут возникнуть ситуации, когда требуется очистить, переместить или скопировать определенный участок карты (единичный объект) или всю карту. Выделение объектов предшествует копированию, перемещению, вставке и удалению. Включение режима вызывает появление диалогового окна (Рис.4.18).

image348 Рис.4.18

Режим действует в активном слое, если включен флажок в соответствующем чек-боксе, в противном случае происходит выделение во всех отображаемых слоях карты. Программа предлагает режимы выделения отмеченных объектов, по типу объекта, по типу легенды, по топологии, всех объектов.

*Режим выделения отмеченных объектов* позволяет выделять произвольные объекты. Укажите на определенный участок карты левой кнопкой мыши. При этом появится окно Списка найденных объектов (Рис.4.19). Выберите нужный Вам объект и двойным нажатием ЛКМ по выбранному объекту в указанном окне-списке осуществите его выделение на карте. Нажатие клавиши F9 заставит программу просто показать Вам этот объект. Закрытие окна-списка отложит режим выделения для данного объекта.

Рис.4.19

*Режим выделения по типу объекта* дает возможность при указании ЛКМ на определенный объект выделить на всей карте аналогичные ему по типу. Например, при указании на контур автоматически выделятся контуры на всей карте.

*Режим выделения по типу легенды,* действия в котором аналогичны действиям в других режимах выделения, позволяет Вам выделить не только объекты одного типа, но и с общими атрибутами по легенде. Так, указав на ломаную красного цвета, Вы обнаружите, что на карте выделились все ломаные красного цвета (в активном слое или во всех слоях).

*Режим выделения по топологии,* применяется только для выделения ломаных, которые топологически связаны (имеют общие узлы) с той линией, которую пользователь указывает при выделении. Выделяется вся сеть связанных ломаных, независимо от их типа.

*Режим выделить всё* предназначен для выделения всей карты, то есть всей картографической информации в отображаемых слоях.

Завершив выделение по выбранному Вами типу режима, Вы можете нажать кнопку Сбросить всё, что приведет к отмене всех ваших предыдущих усилий. Если же Вы намерены осуществить иные действия с выделенными объектами, то к Вашим услугам кнопки команд скопировать объекты, переместить и вставить, которые Вы применяете последовательно в пределах карты. В процессе выполнения команды вставить сначала левой кнопкой мыши укажите место новой привязки, затем посредством ПКМ Вы вызовете диалоговое окно Параметры искажения (Рис.4.20), в котором можете выполнить предварительные настройки по искажению вставляемого объекта (по горизонтали (х) и по вертикали(y), варьируя коэффициент сжатия по ним, а также изменяя угол поворота).

image349 Рис.4.20

Осуществив необходимые настройки и нажав Применить, Вы вставите перемещенный объект в указанное место координатной сетки. Искажение объекта после вставки можно осуществить и вручную, левой кнопкой мыши «зацепив» правый квадрат подсвеченного отрезка над объектом. С помощью ПКМ Вы выключите режим.

Кнопка Удалить в окне режимов выделения предназначена для удаления выделенных объектов карты.

4.3.2.2. Режимы ввода ломаных

Ввод ломаных может осуществляться в следующих режимах:

  • image350Режим ввода/примыкания ломаных

  • Режим ввода замкнутых ломаных

  • Режим ввода ломаных по координатам

image351

*Режим ввода/примыкания ломаных*

В силу особенностей топологического построения векторной карты в картографическом редакторе GEOMIX MAP этот инструмент является наиболее часто применяемым инструментом при векторизации. Данный инструмент предназначен для ввода и связывания ломанных в пределах активного картографического слоя. Выбрав эту команду, Вы увидите, что все узловые точки ломаных будут отмечены темным квадратом (Рис. 4.21). ввод новой ломаной может начинаться с «пустого» места, где еще нет никакой векторной информации, а также методом связывания (Примыкания) вводимой ломаной с ранее введенными линиями. Физическое примыкание ломаных возможно лишь в пределах активного картографического слоя. Примкнуть новую линию к существующей ломаной можно двумя способами:

  1. Примыкание к любому существующему узлу.

Подведите курсор к высвеченному квадрату, от которого будет начинаться новая линия. Если при этом включен соответствующий обработчик (см. *гл.2.1.2*), при попадании узла в радиус захвата курсора, курсор автоматически к нему «примагнитится». Нажмите ЛКМ. Появится «резиновая нить», показывающая направление, и можно будет продолжить ввод ломаной (рис. 4.21).

image352 Рис. 4.21

2. Примыкание в любом месте между двумя существующими точками ломаной (на отрезке).

Начать ввод ломаной примыканием можно также не из узла, а из любого места существующей ломаной. Для того, чтобы это сделать, подведите курсор так, чтобы он находился над тем местом ломаной, из которого вы желаете начать ввод новой линии и нажмите ЛКМ. Если точка пересечения будет найдена, в том месте, в котором вы произвели примыкание, на существующей ломаной появится новый узел, а сама ломаная будет разделена на две. Однако, следует отметить, что описанный выше способ примыкания к ломаным, может быть не точным. Поэтому для более точного выбора места примыкания можно воспользоваться следующей методикой. Зажмите клавишу shift и кликните ЛКМ так, чтобы курсор при этом не попадал на примыкаемую ломаную. Появившейся «резиновой нитью» пересеките ломаную в том месте, в котором к ней нужно сделать примыкание и кликните ЛКМ с другой стороны ломаной (Рис.4.22). Если точка пересечения будет найдена, образуется новый узел, который разделит существующую ломаную на две, и вы продолжите ввод новой ломаной.

image354
Рис.4.22

После этого Вы можете продолжить ввод ломаной, останавливаясь щелчком ЛКМ на каждой промежуточной точке. «Резиновая нить» будет показывать положение вводимой линии с учетом включенного режима сглаживания image355 (см. Рис.4.17). Для прекращения ввода нажмите ПКМ.

Иногда возникает необходимость повторить координаты существующих объектов и других картографических слоев, для их топологически верного положения. Если нужно начать или закончить ввод ломаной так, чтобы её начало или конец «лежали» точно на линии из другого картографического слоя, в режиме ввода ломаных подведите курсор так, чтобы его квадрат находился непосредственно над линией в другом слое и нажмите клавишу «А» (в латинской раскладке). Эта линия выделится – квадратиками подсветятся её узлы и все точки линии (точки линий подсвечиваются визуально более мелкими квадратиками, чем узлы) (Рис. 4.23). Теперь при наведении курсора на эту линию он будет к ней «примагничиваться». Топологически линии, находящиеся в разных картографических слоях, физически узлами связаны не будут, но будут иметь точки с одинаковыми координатами.

image356
Рис.4.23

Также возникает необходимость в полном повторении существующей ломаной или её части, находящейся в другом картографическом слое. Для этого начните ввод новой ломаной, затем подведите курсор к той точке ломаной другого слоя, от которой желаете начать повторение её участка, и удерживая нажатой клавишу Ctrl, нажмите ЛКМ. В обе стороны от этой точки ломаная другого слоя выделится. Для того, чтобы повторить участок нажмите ЛКМ в той точке, в которой хотите закончить повторение координат ломаной из другого слоя. Далее продолжайте вводить точки ломаной в обычном режиме.

Еще раз обращаем внимание, что ввод последней точки ломаной ВСЕГДА производится сразу нажатием ПКМ! Завершить примыкание ломаной можно тремя способами:

1. Закончить ввод новой ломаной в одной из узловых точек какой-либо из уже существующих ломаных.

Для этого подведите курсор к узлу существующей ломаной и нажмите ПКМ. Таким образом, Вы зафиксируете последнюю точку новой ломаной.

image357 Рис. 4.24

2. Закончить ввод новой ломаной на отрезке какой-либо из уже существующих ломаных.

Для этого нужно пересечь существующую ломаную в том месте, где Вы хотите поставить последнюю точку новой ломаной, и нажать ПКМ (рис.4.25). В месте пересечения появится новый узел, который разделит существующую ломаную на две. Он и будет являться последней точкой новой ломаной (см. рис. 4.26).

image358 Рис. 4.25 Рис. 4.26

3. Закончить ввод новой ломаной, не связывая ее конец с существующими ломаными.

Для этого просто зафиксируйте последнюю точку ломаной нажатием ПКМ (рис. 4.27).

image359 Рис. 4.27

Внимание! В процессе векторизации необходимо учитывать следующие ситуации:

1. Как в режиме ввода ломаных, так и в режиме примыкания не допускаются самопересечения. Это приводит к ошибкам при заливке контуров. На рис.4.28 цифрами 1-5 обозначена неправильная последовательность примыкания ломаной.

image360 Рис. 4.28

Чтобы один контур считался вложенным, необходимо связать его с другим (внешним).

Рис.4.29

Это осуществляется соединением обеих границ контуров вспомогательной ломаной. Контур считается вложенным, если площадь внешнего контура не включает в себя площади вложенных в него контуров (Рис. 4.29). Для этого в легенде должен быть выбран тип вспомогательной линии, для удобства невидимого стиля (на указанном рис. это линия зеленого цвета).

Внимание! В режим ввода ломаных для удобства встроен режим удаления ломаных. Чтобы активировать режим удаления ломаных, находясь в режиме ввода ломаных удерживая одновременно нажатыми клавиши Shift и Ctrl пересеките ломаную, которую желаете удалить, «резиновой нитью» кликнув ЛКМ с одной стороны линии, затем с другой.

image361

*Режим ввода замкнутых ломаных*

Данный режим аналогичен режиму ввода новых ломаных за исключением того, что первая точка ломаной автоматически становится и последней точкой. Получается замкнутая область. На рис. 4.30 и 4.31 приведен процесс ввода замкнутой ломаной. Обращаем внимание, что последняя промежуточная точка границы замкнутой области вводится нажатием ПКМ. В режиме ввода замкнутых ломаных вы можете также активировать один из примитивов для построения фигур правильной геометрической формы – окружностей и прямоугольников image362 (см. Рис.4.17).

image363 Рис. 4.30 Рис. 4.31

image364

*Режим ввода ломаных по координатам*

Этот режим предназначен для ввода ломаных по известным Вам координатам. Перед Вами появится диалоговое окно Ввода координат (Рис.4.32). Клавишами перемещения Вы можете менять позиции в окне, заполняя информацией ячейки координат X, Y, Z. Добавить новую точку в окне можно

image365 Рис.4.32

клавишей - стрелка вниз. Удалить точку в окне можно комбинацией клавиш Ctrl + Delete. Для дополнительно внесения в поворотных точках линий связанных с узлами ломаной точечных объектов воспользуйтесь кнопкой image366 в столбце «Знак», чтобы выбрать точечный символ из Легенды.

В правой части окна Ввода координат имеются кнопки позволяющие импортировать координаты точек ломаной из текстового файла и из формата Garmin. Кнопка Трансформировать предназначена для преобразования в другую систему координат с использованием матрицы пересчета.

После нажатия кнопки Применить в БД будет добавлена ломаная по введенным координатам, которая при в карту появится в соответствующем месте.

*Продолжать режим примыкания*

Эта команда действует только в режиме ввода ломаных. Когда Вы завершаете ввод ломаной, то при включенном флажке последняя точка ломаной станет первой для новой ломаной. При отключенном флажке первую точку ломаной Вы добавляете сами.

*Примыкать к точечным объектам*

При включенном флажке команда позволяет устанавливать точки ломаной непосредственно в существующие точечные объекты.

*Вставлять объекты в точках*

При включенном флажке данная команда позволяет устанавливать точечные объекты в точках вводимой ломаной в соответствии с активным типом точечных объектов.

4.3.2.3.Режимы редактирования ломаных

image367Редактирование ломаных возможно при помощи следующих режимов:

  • Режим редактирования точек ломаных

  • Режим перемещения ломаных

  • Режим искажения ломаных

  • Режим изменения легенды ломаных

  • Режим изменения направления ломаных

  • Режим объединения узлов

  • Режим редактирования отметки Z

  • Режим редактирования отметки Z для изолиний

  • Режим редактирования размещения отметки Z

  • Режимы сглаживания ломаных

  • Режим удаления ломаных

*Режимы редактирования точек ломаных, перемещения ломаных, искажения ломаных*

Режимы предназначены для изменения текущего положения точек или узлов ломаных. Действия в этих режимах аналогичны за исключением типа перемещения.

После входа в один из этих режимов все узловые точки будут подсвечены. Для перемещения точек ломаной в любом из этих режимов Вам необходимо сначала пересечь ломаную, точки которой Вы будете перемещать (Рис. 4.33).

image368 Рис. 4.33

image369

*Режим редактирования точек ломаных.* Перемещается каждая точка ломаной в отдельности (Рис. 4.34). Для этого подведите курсор к точке, которую нужно переместить, нажмите ЛКМ, точка «прилипнет» к курсору, и передвигайте точку в нужном Вам направлении. Завершите перемещение нажатием левой кнопки мыши.

image370 Рис. 4.34

image371

*Режим перемещения ломаной.* Перемещаются сразу все точки ломаной за исключением узлов. Нажатием ЛКМ Вы указываете точку, за которой будут тянуться все точки ломаной (кроме узлов) в одном направлении (Рис. 4.35).

image372 Рис. 4.35

image373

*Режим искажения ломаной.* Перемещение точек ломаной ведется с искажениями обратно квадрату расстояния от точки, за которую тянется ломаная (Рис. 4.36).

image374 Рис. 4.36

Во всех трех режимах нажатие ПКМ приводит к выходу из режима.

Функциональность режимов повышается за счет использования сочетаний клавиш с действиями мышкой.

Когда у Вас включен любой из этих трех режимов, то, кроме описанных действий, Вы можете осуществлять дополнительные операции с узловыми и обычными точками ломаных:

  • удалить узловую точку и обычную точку (Ctrl+Shift+1клик на точке лкм);

  • удалить ломаную (Ctrl+Shift+пересечь ломаную резиновой нитью);

  • объединить узлы (Ctrl+лкм);

  • добавить узловую точку (Shift);

  • добавить точку на ломаной (ЛКМ);

  • разорвать узловые точку(Shift)

Удалить узловую точку (обычную точку). С одновременно зажатыми клавишами Shift и Ctrl наведите курсор на узел/точку, который хотите удалить и кликните ЛКМ. При удалении узла он становится обычной точкой.

Помните! Узловая точка будет удалена только в случае, когда из неё выходит две ломаных с одинаковой легендой. В других ситуациях этот режим недоступен.

Удалить ломаную. С одновременно зажатыми клавишами Shift и Ctrl пересеките удаляемую ломаную «резиновой нитью» (Рис.4.48).

Объединить узлы. С нажатой клавишей Ctrl ЛКМ выделите прямоугольником все узлы, которые желаете объединить. Все узлы, попавшие в прямоугольник будут объединены в один (см. Рис.4.40).

Добавить узловую точку. Для добавления узловой точки Вам необходимо активизировать ломаную, на которой она будет располагаться, пересечением мышкой. Теперь Вам необходимо указать нажатием ЛКМ узловую точку, при этом одновременно должна быть нажата клавиша Shift. Если введенная точка будет располагаться на ломаной, то в БДКИ добавится новая узловая точка этой ломаной.

Добавить точку на ломаной. Для добавления точки Вам необходимо активизировать ломаную, на которой точка будет располагаться. Теперь Вам необходимо указать нажатием ЛКМ место, куда должна будет добавлена точка. Если Вы указали место, которое принадлежит ломаной, туда и будет добавлена новая точка, что Вы обнаружите по входу в режим её перемещения.

Разорвать узловую точку. Этот режим необходим, когда нужно разорвать связь между узловой точкой и ломаной. Для осуществления этого действия активизируйте ломаную при включении одного из описанных выше трех режимов. С одновременно нажатой клавишей Shift выберите узловую точку разрыва и переместите её в нужное место (Рис. 4.37, а, б).

image375 а) б) Рис.4.37

image376

Режим изменения легенды ломаных. Предназначен для изменения типа ломаных. Пересеките ломаную, тип которой Вы хотите изменить (Рис 4.38). Тип ломаной автоматически заменится на установленный Вами активный тип ломаной в настройках рабочей панели программы (Рис. 4.39)

image377 Рис.4.38 Рис.4.39

image378

*Режим изменения направления ломаных.* Предназначен для изменения направления ломаной. Чтобы изменить направление ломаной, достаточно ее пересечь. Узловая точка, которая была начальной, станет конечной, и наоборот, также поменяется порядок всех промежуточных точек и направление надписи на линии - эти надписи определяются в легенде. В процессе векторизации вводятся иные надписи.

Этот режим используется в ситуациях, когда необходимо учитывать направление ломаной, в частности, при размещении точечных объектов в слоях сетей коммуникаций.

image379

*Режим объединения узлов.* Включение данного режима позволяет объединить участки разрывов узлов ломаных вследствие неудачного примыкания в процессе редактирования, что проявляется, в частности, в тщетности попыток залить контур (см. ошибки при редактировании контуров). Увеличьте масштаб в районе предполагаемого разрыва.

image380 а) б) Рис. 4.40

После включения режима объединения узлов зафиксируйте «резиновой нитью» квадрат в районе участка разрыва (Рис.4.40,а) при нажатии ЛКМ, затем отпустите кнопку, и программа автоматически произведет объединение двух узловых точек (Рис.4.40,б).

image381

*Режим редактирования отметки Z* Предназначен для редактирования координаты Z у узлов и точек ломаных. Войдя в этот режим, Вы увидите, что все узловые точки ломаных выделены квадратами черного цвета. Пересеките ломаную, и на экране появится окно-список режимов редактирования отметки Z (Рис.4.41). Рассмотрим их ниже.

image382 Рис.4.41

Очистить Z. Ранее введенные значения отметки Z во всех точках ломаной стираются.

Присвоить Z. Всем точкам ломаной будет автоматически присвоено значение Z, которое Вы введете в появившемся диалоговом окне.

Рассчитать Z. Для точек ломаной будут рассчитаны значения координат Z, исходя из значений Z первой и последней узловой точки ломаной (Рис.4.42).

image383 Рис. 4.42

Рассчитать Z между точками. Выберите нажатием ЛКМ две точки на ломаной, между которыми Вы хотите рассчитать значения координаты Z для каждой точки. После того, как Вы их укажете, для каждой точки будет произведен расчет координаты Z исходя из значений двух крайних (указанных Вами).

Как в этом, так и в предыдущем случае расчет координаты производится прямо пропорционально расстоянию от узловой точки (Рис. 4.43).

image384 Рис.4.43

Редактировать отметки Z для точек. Подведите курсор к узлу и нажмите ЛКМ. Перед Вами появится окно редактирования координаты Z (Рис. 4.44)

Рис. 4.44

Введите новое значение и завершите ввод нажатием клавиши Enter. Значение автоматически присвоится координате Z узловой точки, и Вы можете продолжать процесс редактирования следующей точки, не выходя из режима. Для выхода из режима нажмите ПКМ.

image385

*Режим редактирования отметки Z для изолиний.* Это частный случай предыдущего режима. Автоматически присваивает всем точкам всех отмеченных линий отметки в соответствии с параметрами, введенными в окне Редактирование Z (Рис.4.45).

image386
Рис.4.45

Просто введите значение отметки Z для первой пересекаемой линии, шаг изменения отметки для следующих линий, и пересеките «резиновой нитью» ломаные на карте. Для выхода из режима нажмите ПКМ.

image387

*Режим редактирования размещения отметки Z.* Позволяет изменять размещение подписи отметки Z относительно выбранной линии. Пересеките ломаную «резиновой нитью» и выберите вариант размещения.

image388

*Режимы сглаживания ломаных.* Предназначены для сглаживания ломаных.

Сглаживание возможно в двух режимах: а) сглаживающем и б) описывающем точки. Пересеките ломаную, которую Вы хотите сгладить (Рис.4.46). Варианты сглаживания ломаной в зависимости от выбранного режима сглаживания показаны на рис.4.47 (а, б)

image389 Рис. 4.46 а) б) Рис. 4.47

image390

*Режим удаления ломаных.* Предназначен для удаления ломаных. Пересеките ломаную, которую Вы бы хотели удалить «резиновой нитью» (рис. 4.48).

image391 Рис. 4.48

Программа произведет удаление всей ломаной между узловыми точками. Если эта ломаная являлась границей контуров, они тоже будут удалены.

4.3.2.4.Режим ввода/ редактирования / удаления контуров

image392Команды данного комплексного режима после его включения производятся в сочетании с клавиатурой.

image393

*Режим ввода контуров* аналогичен режиму ввода замкнутых ломаных, за исключением того, что замкнутая область автоматически заливается цветом текущего типа контура для активного слоя (Рис.4.49)

image394 Рис. 4.49

image395

*Режим редактирования контуров* предназначен для заливки замкнутых областей и осуществляется с использованием клавиши Shift. Для этого необходимо подвести курсор к любому месту внутренней части замкнутой области, которую Вы хотели бы залить, нажать клавишу Shift и, удерживая клавишу нажатой, кликнуть ЛКМ внутри замкнутой области. (Рис. 4.50, 4.51).

image396* *Рис. 4.50 Рис. 4.51

Если контур, принадлежащий этой области, уже существовал, то при предварительном переключении на другой активный контур в списке контуров поменяется его тип (Рис.4.52, 4.53).

image397 Рис. 4.52 Рис. 4.53

Внимание! Контур может не заливаться по следующим причинам:

1. Между ломаными, принадлежащими области, которую Вы пытались залить, существовал разрыв, который, возможно Вы можете увидеть при увеличении масштаба с помощью «резиновой нити» (Рис. 4.54).

image398 Рис. 4.54

2.При вводе ломаной произошло её самопересечение (Рис. 4.55).

image399 Рис.4.55

Если Вы допустили одну из вышеперечисленных ошибок, то либо просто контур не будет заливаться, либо вместо заливки будет рисоваться толстая черная линия (Рис.4.56). А в случае обнаружения разрыва в нижней части экрана будет показан список возможных ошибок. Двойное нажатие ЛКМ на любой строке переметит карту на место возможной ошибки и отметит его пульсирующей точкой. (Рис.4.57).

image400 Рис. 4.56

image401
Рис.4.57

Устраните ошибку при помощи режима редактирования ломаных и режима примыкания ломаных, после чего попробуйте залить снова.

*Режим удаления контуров* предназначен для удаления контуров и осуществляется путем нажатия клавиш Shift+Ctrl.

Подведите курсор к любому месту внутренней области, принадлежащей контуру, одновременно нажмите Shift+Ctrl и кликните ЛКМ (Рис. 4.58). Если контур существует для активного слоя, он будет удален (Рис. 4.59)

image402 Рис. 4.58 Рис. 4.59

Линии, ограничивающие замкнутую область, при этом останутся. Для удаления линий воспользуйтесь режимом удаления ломаных (Рис.4.48).

image403

*Режим ввода и ручного редактирования контуров* позволяет в ручном режиме «собрать» ломаные, которые будут составлять границу вводимого контура из уже существующих на карте. При включенном режиме кликните ЛКМ, программа автоматически найдет все варианты продолжения границы вводимого контура (Рис.4.60), и покажет стрелками направление отслеживания границы вводимого контура. Когда последняя точка вводимого контура совпадет с первой точкой первой указанной ломаной, контур будет введен. Таким образом Вы имеете возможность «собрать» контур из любой конфигурации ранее введенных ломаных, не зависимо от того, пересекаются они, или нет другими ломаными в данном слое.

image404
Рис.4.60

image405

*Режим изменения направления крапа для контуров* переназначен для изменения стандартного для всей карты направления отрисовки крапа для любого отдельного контура. Это бывает необходимо для корректного отображения объектов в соответствии с принятыми условными обозначениями. После активации команды по повороту крапа, на экран выводится диалоговое окно (Рис.4.61), в котором задаются углы поворота значков основного и дополнительного крапа и направление отображения. Предварительно выберите нажатием ЛКМ контур, для которого нужно выполнить поворот крапа.

image406
Рис.4.61

На Рис.4.62. контур до поворота крапа (а) и с поворотом на 45° (б).

image407 image408
а) б)
Рис.4.62

image409

*Режим изменения направления штриховки для контуров* переназначен для изменения стандартного для всей карты направления отрисовки линий штриховки для любого отдельного контура. Этот режим работает аналогично, описанному выше режиму изменения направления крапа.

4.3.2.5.Режим редактирования подписей

Редактирование подписей осуществляется в следующих режимах:

image410image411

  • Режим ввода текста

  • Режим редактирования текста

  • Режим изменения легенды

  • Режим удаления текста

    image412

  • Режим ввода текста

  • Режим редактирования текста

  • Режим удаления текста

    image413

  • Установить фиксированный угол поворота текста

  • Установить фиксированный угол поворота УЗ

  • Повернуть текст на указанный угол

  • Повернуть условные знаки на указанный угол

image414

*Режим ввода текста* Нажатием левой кнопки мыши введите точку предполагаемого размещения текста. После этого на экране появится диалоговое окно, в котором Вы введете сам текст (Рис.4.63).

image415
Рис.4.63

Тип подписи вводимого текста Вы можете подобрать из Списка типов подписей, выведенного из легенды в настройки диалогового окна.

Размер подписи устанавливается в соответствии с легендой при включении флажка в чек боксе, для возможности варьирования размера подписи вручную на карте отключите флажок и настройте Высоту в соответствующей строке, либо непосредственно на экране. Если же необходимо зафиксировать на карте отпределенный размер, отличный от размера подписи, установленного для данного типа подписей в легенде, то настройте значение высоты и зафиксируйте его, активировав кнопку image416. Затем на графическом экране отобразится введенный Вами текст с подсвеченным отрезком над текстом, ограниченным двумя квадратиками (рис.4.64).

image417 Рис.4.64

Для перемещения текста щелкните левой кнопкой мыши внутрь левого верхнего квадратика и подпись прилипнет к курсору. Передвигайте его в нужном направлении. Для изменения размера и угла наклона текста щелкните ЛКМ внутрь правого верхнего квадрата, а затем с помощью мыши (отпустив кнопку, т.к., если ее удерживать, передвигаться будет сама карта) поворачивайте текст вокруг левого верхнего угла или, чтобы увеличить (уменьшить) текст, растягивайте его или сжимайте. После того, как Вы разместили текст, нажмите ПКМ, это завершает ввод текста. Можно продолжать работать в этом режиме и вводить новый текст, повторяя выше описанную последовательность операций. Если при вводе текста в окне на рис.4.62 была активирована кнопка image418, то размер текста будет зафиксирован, и Вы сможете изменить лишь угол поворота. Повторное нажатие правой кнопки мыши позволяет выйти из режима ввода текста. При включенном режиме ввода текста контуры всех подписей в текущем картографическом слое для удобства выделены прямоугольником (Рис.4.65).

Внимание! Если Вы хотите ввести надпись, состоящую более чем из одной строки, то каждая строка вводится отдельно (Рис.4.65).

image419 Рис. 4.65

*Режим редактирования текста* предназначен для редактирования существующего текста. Все действия в этом режиме аналогичны вводу нового текста за исключением того, что вместо ввода точки предполагаемого размещения текста Вы должны отметить существующий текст, который хотите редактировать. Подведите курсор к любому месту надписи и нажмите левую кнопку мыши, удерживая при нажатии клавишу SHIFT. Все действия далее аналогичны режиму добавления подписей.

*Режим изменения легенды* предназначен для редактирования типов подписей. Для редактирования подписей необходимо войти в режим редактирования подписей (Shift+ЛКМ) и в появившемся диалоговом окне нажать «Список типов подписей» (Рис.4.63). Изменив текущий тип легенды нужно нажать «Применить».

*Режим удаления текста* аналогичен режиму редактирования текста, за исключением того, что выбранный Вами текст просто будет удален. Подведите курсор к любому месту надписи и нажмите левую кнопку мыши, удерживая при нажатии клавиши Shift+Ctrl.

image420

*Режим ввода форматированного текста* предназначен для ввода форматированного многострочного текста. Нажатием ЛКМ и последующим перемещением мыши выделите область на карте, в пределах которой текст будет размещен и отформатирован. В появившемся диалоговом окне введите сам текст. Во время ввода текста можно изменить пределы его расположения на карте. Нажатие ЛКМ в черном квадрате позволяет изменить месторасположение. Нажатие ЛКМ в красном квадрате его размеры. Завершение ввода текста осуществляется нажатием ПКМ в пределах карты, но не диалогового окна. Во время текста в диалоговом окне он будет автоматически отображаться на карте.

Рис. 4.66

*Режим редактирования форматированного текста* предназначен для редактирования существующего форматированного текста. Все действия в этом режиме аналогичны вводу нового текста за исключением того, что вместо ввода точки предполагаемого размещения текста Вы должны отметить сам текст, который хотите редактировать. Подведите курсор к любому месту в пределах текста и нажмите левую кнопку мыши, удерживая при нажатии клавишу SHIFT. Все действия далее аналогичны режиму добавления текста.

*Режим удаления форматированного текста* аналогичен режиму редактирования текста, за исключением того, что выбранный Вами текст просто будет удален. Подведите курсор к любому месту надписи и нажмите левую кнопку мыши, удерживая при нажатии клавиши Shift+Ctrl.

image421

*Режим поворота текста* предназначен для автоматического поворота подписей и точечных объектов. Выберите необходимые опции и введите угол в появляющемся окне (Рис.4.67).

image422 Рис. 4.67

Имеется возможность повернуть выбранные объекты на установленный фиксированный угол, или повернуть объекты на определенный угол относительно того угла, на который эти объекты уже были повёрнуты.

4.3.2.6.Режим редактирования точечных объектов

Программа предлагает редактирование точечных объектов в следующих режимах, команды которых расположены в окне - списке:

  • image423Режим ввода точечных объектов

  • Режим редактирования точечных объектов

  • Режим удаления точечных обектов

  • Режим ввода точечных объектов для узлов

  • Режим ввода точечных объектов по координатам

  • Режим изменения легенды

  • Режим редактирования отметки Z

  • Режим редактирования размещения отметки Z

  • Режим поворота точечных объектов

image424

*Режим ввода точечных объектов*

Вся работа по добавлению точечных объектов ведется с текущим типом условного знака, установленного в настройках рабочей панели программы (Рис.4.68). Типы условных знаков определяются в легенде.

image425 Рис. 4.68

Нажатием ЛКМ введите точку предполагаемого размещения точечного объекта. После этого на графическом экране отобразится точечный объект с двумя подсвеченными точками, обозначенными квадратами (Рис.4.69). Для перемещения знака щелкните ЛКМ внутрь левого верхнего квадрата и при помощи мыши передвигайте его в нужном направлении. Для изменения угла наклона знака щелкните ЛКМ внутрь правого верхнего квадрата, а затем с помощью мыши (отпустив кнопку, т.к., если ее удерживать, передвигаться будет сама карта) поворачивайте знак вокруг левого верхнего угла.

image426 Рис. 4.69

Внимание! Размер знака не изменяется, так как эта величина определяется в легенде.

После того, как Вы разместили знак, нажмите ПКМ, это завершит ввод знака. Можно продолжать работать в этом режиме и вводить новые знаки, повторяя Выше описанную последовательность операций.

Повторное нажатие правой кнопки мыши позволяет выйти из режима ввода условных знаков.

*Режим редактирования точечных объектов.* Аналогичен режиму ввода, за исключением того, что нажатием левой кнопки мышки (вместе с клавишей Shift) Вы должны выбрать редактируемый объект. Под редактированием в данном случае понимается возможность переместить или повернуть объект.

*Режим удаления точечных объектов.* Выбранный Вами точечный объект будет удален в том случае, если Вы при включенном режиме «Точечные объекты» одновременно нажмете Shift+Ctrl и щелкнете ЛКМ на объекте..

image427

*Режим ввода точечных объектов для узлов.* Вся работа по добавлению точечных объектов для узла ведется аналогично добавлению просто точечных объектов, за исключением того, что после входа в этот режим все узловые точки ломаных будут подсвечены квадратами. Нажатием ЛКМ выберите узел для размещения объекта. На графическом экране отобразится точечный объект с точкой в правом верхнем углу, обозначенной квадратом, за которую Вы имеете возможность повернуть объект.

image428

*Режим ввода точечных объектов по координатам.* Идентичен воду ломаных по координатам (см. Рис.4.32).

image429

*Режим изменения легенды точечных объектов.* Сделайте активным тип точечных объектов (Рис.4.68), на который хотите сменить существующий объект на карте, и щелкните на нём ЛКМ.

image430

*Режим редактирования отметки Z.* Нажатием ЛКМ выберите точечный объект. Если объект будет найден, то в верхнем левой углу экрана появится строка ввода, ed_zгде Вы можете ввести отметку Z. По окончании ввода нажмите клавишу ENTER.

image432

*Режим редактирования размещения отметки Z.* Нажатием левой кнопки мышки выберите точечный объект. Если объект будет найден, на экране появится диалоговое окно Привязки объекта, в котором Вы определите один из 9 возможных вариантов привязки для объекта (Рис.4.70).

image433 Рис. 4.70

Важно

Нельзя сменить точку привязки для точечных объектов, тип легенды которых создан на основе символов векторных шрифтов. У каждого символа векторных шрифтов своя собственная фиксированная точка привязки.

image434

*Режим поворота точечных объектов.* Данный режим аналогичен режиму поворота текста, описанному ранее (Рис.4.67).

Работа с таблицами на карте

image435 Таблицы предназначены для отображения на карте текстовой и числовой информации в табличной форме. Они содержат и выполняют все функции электронной таблицы с полным набором сервисных функций. Размер ячеек таблицы можно задавать как в пикселях, так и в сантиметрах, что дает неограниченные возможности по оформлению таблиц в виде всевозможных чертежных штампов и других видов с использованием размерных величин. Более полную информацию по электронной таблице и действиям по ней Вы можете получить ознакомившись с руководством пользователя электронных таблиц NetCalc. Ниже мы рассмотрим только функции по созданию, редактированию и перемещению таблиц, связанные непосредственно с отображением их в картографическом редакторе.

*Режим ввода/редактирования/удаления таблиц.* Начало действий в обозначенных режимах производится нажатием ЛКМ. Если Вы добавляете таблицы, то этим нажатием Вы указываете точку привязки таблицы. Если Вы редактируете таблицы, Вы должны указать внутреннюю область существующей на карте таблицы, нажимая при этом не только ЛКМ, но и клавишу SHIFT. Перед Вами возникнет диалоговое окно настроек параметров таблицы (Рис.4.71).

image436 Рис.4.71

Привязка - точка привязки, относительно которой будет изменяться размер таблицы.

Область - это область отображения таблицы. По умолчанию таблица будет отображаться от введенной Вами точки в масштабе 1:100. Если Вы хотите вписать таблицу в определенную область на карте, Вам необходимо активизировать эту кнопку. На экране отобразится текущий размер таблицы. Выбирая левой кнопкой мышки черную точку на экране, Вы изменяете расположение таблицы, соответственно красная точка изменяет её размер.

Редактор. С активизацией данной кнопки в окне Таблицы Перед Вами возникнет встроенный редактор таблиц (Рис. 4.72).

image437 Рис. 4.72

Удаление таблиц возможно при одновременном нажатии клавиш Shift+Ctrl щелчком ЛКМ на таблице.

4.3.2.8.Режимы связывания редактирования БД параметров с графическими объектами

Режимы связывания редактирования БД параметров с графическими объектами находятся в соответствующем окне-списке:

image438

*Режимы параметров для контуров, объектов и линий.*

Данные режимы предназначены для:

  • добавления параметров к графическому объекту;

  • просмотра и редактирования параметров у графических объектов;

  • удаления параметров у ГО.

Для добавления параметров к графическому объекту сначала необходимо произвести выбор графического объекта.

Для контуров. Нажатием ЛКМ выделите внутреннюю область требуемого контура

Для линий. Пересеките резиновой нитью требуемую ломаную.

Для объектов: нажатием ЛКМ Выделите требуемый объект. В отличие от предыдущих двух режимов объекты Выделяются по всем картам, вне зависимости от текущего слоя.

Если ГО еще не связан с параметрами, то Вам будет предложено выбрать из общего списка БД, содержащей требуемые параметры. Если графический объект уже был связан с параметрами, то для добавления нового параметра Вам необходимо выбрать его, удерживая в нажатом состоянии клавишу SHIFT, иначе Вы автоматически перейдете в режим просмотра и редактирования существующего параметра. При выделении графического объекта с клавишей SHIFT, добавление нового параметра ведется через промежуточное окно.

Для того чтобы просмотреть и в дальнейшем редактировать параметры у графического объекта необходимо Выбрать графический объект. Эта манипуляция аналогична Выбору графического объекта при добавлении параметров. Если графический объект Выбран, Вы автоматически переходите в режим просмотра и редактирования существующих параметров. Если графический объект не связан с параметрами, программа также автоматически предложит Вам добавить новые параметры.

Чтобы удалить параметры у графического объекта, необходимо выбрать графический объект, как описано выше. Если графический объект выбран, то указанные Вами в момент выбора параметры будут автоматически удалены.

*Координатный справочник.* Вызов координатного справочника реален, если существует ссылка на базу данных объектов карты, содержащая данные по трем координатам этих объектов (x, y, z). В диалоговом окне справочника в таблице координат Вы можете вносить изменения и поправки. Если такой базы данных создано не было, то применение команды лишено смысла.

*Отображение БД параметров* Команда, обозначенная соответствующей кнопкой, вызывает диалоговое окно Просмотра БД (Рис.4.73), где Вы можете выбрать название базы данных, требуемой для просмотра, и затем нажатием F 9 или установлением флажка в чек-боксе отобразить данную БД на экране.

Рис.4.73

4.3.2.9.Свойства графических объектов (универсальная пипетка)

Включив режим универсальной пипетки, Вы можете получить информацию о любом типе графического объекта. Укажите нажатием левой кнопкой мыши объект и в диалоговом окне отобразится вся информация о нём (Рис. 4.74), а выбранный объект, и картографический слой, в котором он находится, станут активными. Для просмотра и редактирования легенды выбранного объекта нажмите кнопку image439.

image440 Рис.4.74

Кроме получения информации об объекте Вы можете также изменять его координаты. Для этого разверните окно полностью, нажав на кнопку «Координаты>>». Для подтверждения внесенных изменений нажмите на кнопку «Применить изменения» внизу окна.

4.3.2.10.Режим измерений

image441

Данный режим предназначен для измерения расстояний на карте. Действия аналогичны вводу ломаной, за исключением того, что ломаная не добавляется в БД, а только текущие измерения отображаются на нижней информационной панели (Рис. 4.75), где:

L – общая длина измеряемой ломаной в метрах;

E – длина последнего отрезка в метрах;

Az – азимут направления последнего отрезка;

D – дирекционный угол между двумя последними отрезками.

image442 Рис.4.75

Чтобы закончить измерение, нажмите в нужном месте ПКМ. В этом месте на экране появится точка измерения в виде перекрестья. Вы можете вносить таких измерений достаточно много на карту. Чтобы удалить измерения с карты, воспользуйтесь одним из инструментов «Удалить предыдущее измерение» (удаляет одно последнее измерение) или «Удалить все измерения» (удаляются все измерения с карты).

4.3.3. Панель инструментов «Задачи»

image443

В данную панель вынесены некоторые, наиболее часто применяемые, команды из меню «Задачи» и «Поверхности»: Создать линейную топологию (см. *гл.2.9.3.5*), Построить поверхность (см. *гл.2.8*) и Рассчитать значения Z (см. *гл.2.9.1.3*). Как работают эти инструменты подробно описано ранее в соответствующих главах.

4.3.4. Панель «Инструменты»

На панель «Инструменты» вынесены команды, которые не так часто используются при редактировании карт и носят вспомогательную функцию при редактировании. Данная панель включает в себя следующие элементы:

image444 Режим построения параллельных линий

image445 Режимы построения сопряжений ломаных

image446 Режимы пересечения отрезков ломаных

image447 Режимы вставки точек на ломаных

image448 Режимы построения отрезков (параллельных и перпендикулярных)

image449 Операции с контурами

image450 Режимы измерения отрезков

image451 Режимы сглаживания ломаных

image452 Режимы ввода размерных линий

4.3.4.1. Построение сопряжений

image453 Режим построения параллельных линий является вынесенной на панель инструментов командой из меню «Задачи». Как работать с этой функцией, подробно описано в *главе 2.9.3.1.*

image454 Режим построения сопряжений предназначен для плавного соединения существующих на карте линий с задаваемым радиусом закругления. Сначала щелчками ЛКМ выберите две линии на карте. После этого на экране отобразиться окно параметров сопряжения, а на карте возможные конфигурации линий сопряжения для выбранных ломаных (Рис.4.76).

Укажите необходимый радиус закругления, и для построения сопряжения выбранных линий на карте нажмите на красный квадратик ЛКМ. Выбранные линии будут соединены между собой согласно указанным параметрам ломаной текущего типа.

image455
Рис.4.76
4.3.4.2. Пересечение отрезков

image456 Мы уже говорили о топологической связи пересекающихся ломаных одного слоя. В процессе оцифровки, иногда возникают топологические ошибки, когда ломаные, находящиеся в одном слое, имеющие в реальности общую точку (узел), могут быть визуально пересекающимися, а на самом деле в месте их пересечения необходимый общий узел отсутствует. Для удобства устранения этой ошибки разработан режим пересечения отрезков ломаных. Просто выделите ЛКМ два пересекающихся отрезка, и программа автоматически примкнет их друг к другу.

4.3.4.3. Вставка точек ломаной

image457 Этот режим позволяет в автоматизированном режиме вставить дополнительные точки на существующей ломаной, или построить (продолжить) ломаную с указанным количеством точек и расстоянием между ними.

Включив данный режим, сначала нужно выбрать базовую точку на существующей на карте ломаной, относительно которой будут добавляться новые точки. Базовая точка будет отмечена красным квадратом. На экране активируется окно параметров вставки точек, в котором вы задаете условия построения новых отрезков (Рис.4.77). Добавляемые точки будут отмечаться синими квадратами. В случае необходимости, существующая ломаная будет продолжена в соответствии с введенными параметрами. Для подтверждения вставки точек нажмите кнопку Применить изменения. На существующей ломаной будут добавлены новые точки, и в случае необходимости, ломаная будет продолжена.

image458
Рис.4.77
4.3.4.4. Построение параллельных и перпендикулярных отрезков

image459 Данная кнопка включает в себя две функции, дающие возможность построения отрезков перпендикулярных и параллельных существующим ломаным, с задаваемыми параметрами.

Вначале необходимо щелчком ЛКМ выбрать на карте отрезок, относительно которого будет происходить построение. После выбора отрезка, на экране появится диалоговое окно Параметры построения (Рис.4.78), в котором нужно задать расстояние на отрезке от его начала, где будет находится точка пересечения этого отрезка с отстраиваемым перпендикуляром, и длину самого перпендикулярного отрезка. Этот отрезок на экране будет обозначаться тонкой синей линией. Для подтверждения нажмите кнопку Применить изменения. Если вы выбрали команду построения перпендикуляра, на карте появится построенный отрезок.

В случае построения параллельных отрезков, вначале вам нужно будет выполнить все действия по построению перпендикуляра, после чего на экран выведется окно для задания размера параллельного отрезка.

image460
4.78
4.3.4.5. Подгонка площади контура

image461 Вкладка инструментов Операции с контурами включает в себя всего одну функцию – подгонки площади существующего контура под необходимые размеры.

Это вспомогательная функция, которая позволяет вывести на экран окно с количественными характеристиками выбранного контура. Вы можете изменять в режиме редактирования точек ломаных (см. *гл.4.3.2.3*) положение точек, ограничивающей контур, ломаной и одновременно видеть, как изменяется его площадь (Рис.4.79). Тем самым вручную вы подгоняете площадь контура под необходимый размер.

image462
Рис.4.79
4.3.4.6. Режим измерения отрезков

image463 Режим измерения отрезков предназначен для просмотра количественных отрезков ломаных. Просто выбирайте на карте отрезки ломаных, и просматривайте их в информационном окне (Рис.4.80).

image464
Рис.4.80
4.3.4.7. Режим сглаживания ломаных

image465 В этот набор инструментов включены две уже знакомые функции сглаживания ломаных методами описывающих и сглаживающих точек (см. *гл.4.3.2.3*, *Рис.4.47*), а также функция сглаживания ломаных с заданным радиусом закругления. Для сглаживания ломаной этим способом пресеките её «резиновой нитью», задайте в появившемся окне (Рис.4.81) радиус закругления в метрах, и нажмите кнопку Сгладить. Если не поставлен флажок в чек-боксе Добавлять новую ломаную, углы выбранной линии будут скруглены. Если же поставить этот флажок, то на карте появится новая ломаная в соответствии с текущим типом легенды и введенными параметрами сглаживания.

image466
Рис.4.81
4.3.4.8. Ввод размерных линий на карте

image467 Данный набор инструментов предназначен для вынесения на чертеж карты вспомогательных размерных линий. Также, при необходимости можно эти линии редактировать или удалять. Для редактирования введенных ранее размерных линий нужно выбрать инструмент Редактирование и выбрать размерную линию для редактирования щелчком ЛКМ с одновременным нажатием на клавишу Shift. Для удаления размерных линий в том же режиме одновременно зажмите Shift+Ctrl и кликните ЛКМ на измерение, которое вы желаете удалить. Для удаления всех размерных линий воспользуйтесь командой Очистить.

Прежде чем вводить размерные линии, необходимо выполнить Настройку их внешнего вида (Рис.4.82).

image468
Рис.4.82

Работа с инструментами ввода любого вида размерных линий интуитивно понятна и не требует детального рассмотрения. Всякий раз при выборе инструмента на экране будет появляться окно Параметры размерности (Рис.4.83), в котором вы имеете возможность задать единицы измерения, собственное значение, а также префикс и постфикс, как вручную, так и с помощью кнопок image469, если это предусмотрено для выбранного типа размерности.

image470
Рис.4.83

Затем вы на карте делаете необходимое измерение, и выноску так, как вам удобно. Все элементы в процессе работы будут обозначены тонкой пунктирной линией. Все действия выполняются только ЛКМ. Первое нажатие – начало измерения, второе нажатие – конец измерения, третье нажатие – фиксация выноски. Нажатие ПКМ завершает режим ввода размерностей.

Для наглядности мы обозначили, как выглядят разные типы размерностей, на иллюстрации (Рис.4.84).

image471
Рис.4.84